422
Тяжелые экзамены позади, аттестат об окончании 9 классов получен, пережиты сложные периоды поступления в первый и пятый классы. Впереди два последних года обучения в школе. Казалось бы, можно отдохнуть. Но расслабляться нельзя, ведь при переходе в 10 класс нашим детям приходится переживать еще один процесс адаптации.
Напомним, что адаптация, в целом, - это процесс приспособления организма к новым условиям. Термин адаптация используется при описании разных процессов: при изменении условий освещения мы говорим о зрительной адаптации, при привыкании слуха к громким, резким звукам (например, при работе на шумном производстве) говорим об адаптации слуховой. Также адаптация бывает профессиональной (при устройстве на новое рабочее место), языковой (при попадании в чужую языковую среду) и т.д. Наши дети же в школе переживают два вида адаптации – физиологическую и социально-психологическую.
В предыдущих статьях мы рассказывали, какие изменения происходят в жизни первоклашек и пятиклассников. Сегодня поговорим о наших взрослых учениках – тех, кто поступает уже в десятый класс. Казалось бы, столько пройдено в школе, пережита масса счастливых и грустных моментов. Стены школы стали родными, а учителя – близкими. Да и сам ученик уже далеко не ребенок. Это практически взрослый человек со своими мыслями, мнениями, решениями. Разве может здесь идти речь о какой-то адаптации? Оказывает, может.
Десятый класс открывает последний уровень обучения в общеобразовательной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать некоторые трудности в учебе, в отношениях со сверстниками и учителями.
Меняются школьные предметы, меняются учителя, часто меняется состав класса. Учебные нагрузки заметно интенсифицируются. Требования в старшей школе к ученикам становятся гораздо жестче, чем были в среднем звене и, тем более, в начальной школе.
Вместе с тем в это время меняется и внутренний мир ребенка. Подросток в возрасте 16-17 лет уже вступает в новую пору своей жизни – раннюю юность. И, конечно, его приоритеты и ценности в этот период изменяются. Подросток открывает свой внутренний мир, складывает полноценное мнение о себе. Задумывается «какой он? кто он?» не только в глазах других людей, но и в своих собственных. Самосознание десятиклассника переходит на качественно новый уровень. В этом возрасте ребенок уже серьезно начинается задумываться о будущем, у него начинает формироваться временная перспектива, обращенность в будущее. Поэтому важнейшей задачей данного периода становится профессиональное самоопределение.
Некоторые ребята к этому времени уже определяются со своими профессиональными предпочтениями. Задача родителя на данном этапе – внимательно отнестись к выбору ребенка, помочь ему осознать правильность этого выбора и, при необходимости, переориентировать его на что-то иное.
Одной из распространенных проблем десятиклассников является ярко выраженное желание отдохнуть. Старшеклассники устали после тяжелых экзаменов, и многие из них воспринимают десятый класс как возможность расслабиться. Безусловно, ребенку необходима передышка. Но большая опасность заключается в том, он может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус и мотивацию, но и время для подготовки к выпускным экзаменам. Родителям важно помочь своему старшекласснику научиться грамотно распределять время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха.
В связи с тем, что у старших школьников появляются мысли о будущем, у них возрастает школьная мотивация и усиливается интерес к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. В этот период ребенку и родителю очень важно стать единомышленниками.
Существуют и некоторые сложности в отношениях взрослых и старших подростков. В это время у ребят приобретает особое значение личная жизнь, куда всем взрослым, в том числе и родителям, вход категорически запрещен. Но при умелом дозировании уважения к личному пространству ребенка этот период пройдет практически безболезненно.
Как мы видим, период время поступления ребенка в десятый класс – очень многогранный и сложный период. Он наполнен мыслями о собственной важности и ценности, мыслями о будущей профессии, личными, интимными переживаниями. Мнение сверстников в этом возрасте представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только вы – родители - можете продемонстрировать своим взрослеющим детям оптимальные модели поведения и показать им на собственном примере, как надо строить эффективные отношения с миром.
Несмотря на всю кажущуюся взрослость и самостоятельность, в это время вашему взрослому ученику как никогда необходима ваша поддержка.
Надеемся, что наши простые советы помогут вам и вашему старшекласснику легче пережить процесс адаптации в 10 классе и идти вперед – к новым вершинам!
Здоровья Вам и Вашим близким!
Напомним, что адаптация, в целом, - это процесс приспособления организма к новым условиям. Термин адаптация используется при описании разных процессов: при изменении условий освещения мы говорим о зрительной адаптации, при привыкании слуха к громким, резким звукам (например, при работе на шумном производстве) говорим об адаптации слуховой. Также адаптация бывает профессиональной (при устройстве на новое рабочее место), языковой (при попадании в чужую языковую среду) и т.д. Наши дети же в школе переживают два вида адаптации – физиологическую и социально-психологическую.
В предыдущих статьях мы рассказывали, какие изменения происходят в жизни первоклашек и пятиклассников. Сегодня поговорим о наших взрослых учениках – тех, кто поступает уже в десятый класс. Казалось бы, столько пройдено в школе, пережита масса счастливых и грустных моментов. Стены школы стали родными, а учителя – близкими. Да и сам ученик уже далеко не ребенок. Это практически взрослый человек со своими мыслями, мнениями, решениями. Разве может здесь идти речь о какой-то адаптации? Оказывает, может.
Десятый класс открывает последний уровень обучения в общеобразовательной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать некоторые трудности в учебе, в отношениях со сверстниками и учителями.
Меняются школьные предметы, меняются учителя, часто меняется состав класса. Учебные нагрузки заметно интенсифицируются. Требования в старшей школе к ученикам становятся гораздо жестче, чем были в среднем звене и, тем более, в начальной школе.
В этот период подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения. Состояние внутренней напряженности, тревожности может затруднять принятие как учебных, так и личностных решений, и, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации.
Вместе с тем в это время меняется и внутренний мир ребенка. Подросток в возрасте 16-17 лет уже вступает в новую пору своей жизни – раннюю юность. И, конечно, его приоритеты и ценности в этот период изменяются. Подросток открывает свой внутренний мир, складывает полноценное мнение о себе. Задумывается «какой он? кто он?» не только в глазах других людей, но и в своих собственных. Самосознание десятиклассника переходит на качественно новый уровень. В этом возрасте ребенок уже серьезно начинается задумываться о будущем, у него начинает формироваться временная перспектива, обращенность в будущее. Поэтому важнейшей задачей данного периода становится профессиональное самоопределение.
Некоторые ребята к этому времени уже определяются со своими профессиональными предпочтениями. Задача родителя на данном этапе – внимательно отнестись к выбору ребенка, помочь ему осознать правильность этого выбора и, при необходимости, переориентировать его на что-то иное.
Одной из распространенных проблем десятиклассников является ярко выраженное желание отдохнуть. Старшеклассники устали после тяжелых экзаменов, и многие из них воспринимают десятый класс как возможность расслабиться. Безусловно, ребенку необходима передышка. Но большая опасность заключается в том, он может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус и мотивацию, но и время для подготовки к выпускным экзаменам. Родителям важно помочь своему старшекласснику научиться грамотно распределять время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха.
В связи с тем, что у старших школьников появляются мысли о будущем, у них возрастает школьная мотивация и усиливается интерес к учебной деятельности, что не может не радовать родителей. В этот период ребенку и родителю очень важно стать единомышленниками.
Существуют и некоторые сложности в отношениях взрослых и старших подростков. В это время у ребят приобретает особое значение личная жизнь, куда всем взрослым, в том числе и родителям, вход категорически запрещен. Но при умелом дозировании уважения к личному пространству ребенка этот период пройдет практически безболезненно.
Как мы видим, период время поступления ребенка в десятый класс – очень многогранный и сложный период. Он наполнен мыслями о собственной важности и ценности, мыслями о будущей профессии, личными, интимными переживаниями. Мнение сверстников в этом возрасте представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только вы – родители - можете продемонстрировать своим взрослеющим детям оптимальные модели поведения и показать им на собственном примере, как надо строить эффективные отношения с миром.
Несмотря на всю кажущуюся взрослость и самостоятельность, в это время вашему взрослому ученику как никогда необходима ваша поддержка.
-
Принимайте его безусловно, со всеми недостатками, проблемами и трудностями. Ребенок должен чувствовать, что его любят не за что-то, а просто, потому что он есть.
-
Не оскорбляйте его достоинства. Ваше неосторожное слово или высказывание в этом возрасте может нанести непоправимый вред самооценке подростка и надолго отдалить его от вас.
-
Активно слушайте своего ребенка, внимайте его переживаниям и потребностям.
-
Делитесь своими переживаниями с ним, ведь делиться чувствами – значит доверять.
-
Чаще говорите просто «о жизни», рассказывайте о себе, опыте своих знакомых, но старайтесь не навязать ребенку чужие жизненные стереотипы, а просто делитесь информацией.
-
Давайте советы, если ребенок их просит.
-
Поддерживайте любые его успехи.
Надеемся, что наши простые советы помогут вам и вашему старшекласснику легче пережить процесс адаптации в 10 классе и идти вперед – к новым вершинам!
Здоровья Вам и Вашим близким!