572
Ни для кого не секрет, что время летит очень быстро. Особенно это замечают родители, когда их вчерашний карапуз, который только-только начал делать первые шаги, уже готовится пойти в школу. Торжественная линейка, знакомство с первой учительницей, новыми одноклассниками – это, бесспорно, очень трогательные события, которые запомнятся на всю жизнь. И кажется, что многие трудности позади, ведь малыш вырос, он становится самостоятельным и ответственным, но вместе с новыми достижениями возникают и новые проблемы.
Те или иные трудности на первом году обучения в школе возникают практически у каждого маленького ученика. Связано это с тем, что условия, в которые попадает ребенок в школе, совсем не похожи на те условия, в которых он существовал в детском саду, и тем более дома. К новым обязанностям, правилам, к новой жизненной роли – роли ученика – вчерашнему детсадовцу приходится адаптироваться. И далеко не всегда этот процесс проходит легко.
Что такое адаптация? В широком смысле ученые определяют адаптацию как приспособление органов чувств и организма в целом к изменяющимся условиям существования. По-другому такой процесс называется физиологической адаптацией.
Изменились ли условия существования нашего ребенка? Естественно. Еще вчера он играл в любимые игры, гулял, смотрел мультфильмы и спал, сколько захочет. Сегодня ему приходится отложить любимую машинку или куклу, забыть про мультфильмы, встать очень рано (особенно это тяжело для ребят, которые не посещали детский сад), собрать портфель и идти в школу, где нужно сидеть за партой несколько уроков по 45 минут. И не просто сидеть! Еще нужно слушать учителя, воспринимать информацию, которую он дает, выполнять определенные требования, а на перемене знакомиться, общаться с одноклассниками и находить друзей. Помимо этого маленькому ученику еще нужно налаживать коммуникацию с учителем, стараясь принять то, что кроме родителей или других близких взрослых в его жизни появилась новая значимая, «властная» фигура. Поэтому помимо физиологической адаптации к новым условиям первоклассник переживает и адаптацию социально-психологическую.
Как мы увидели, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям с момента поступления в первый класс. И каждый ребенок переживает этот процесс по-своему: у кого-то он проходит почти незаметно, а кто-то так и не может привыкнуть к новым условиям.
Традиционно выделяется три уровня школьной адаптации:
1. Высокий уровень. Характеризуется быстрым (от 2 до 6 недель) привыканием ребенка к школе, его высокой мотивацией, интересом, желанием идти в школу, хорошим самочувствием. Обычно такие дети самостоятельны, могут решать задания повышенной сложности и имеют большое количество друзей в классе.
2. Средний уровень. Такие дети привыкают к школе дольше (от 2 до 3 месяцев), но не испытывают особых переживаний по поводу ее посещения. Возможны незначительные перепады настроения, усталость. Но вместе с тем, первоклассники со средним уровнем адаптации способны воспринимать информацию на уроке, усваивают программный материал, усидчивы и внимательны, поддерживают дружеские отношения с одноклассниками.
3. Низкий уровень. Эти ребята испытывают значительные трудности привыкания к школе: могут нарушать дисциплину, воспринимают программный материал фрагментарно, дружеских отношений в классе не имеют, могут даже не знать всех одноклассников по именам. Адаптация таких первоклассников может протекать весь учебный год и так и не завершиться.
Те или иные трудности в первый учебный год возникают практически у каждого первоклассника. Отдельно стоит сказать о детях, которые могут столкнуться с особыми трудностями адаптации.
Во-первых, в так называемую группу риска попадают гиперактивные дети. Таким ребятам крайне сложно находиться на одном месте, они привыкли свободно двигаться и часто менять свои занятия, поэтому у них не получается быть внимательными и слушать учителя. Регулярное нарушение дисциплины, высокая отвлекаемость, невнимательность – главные проблемы гиперактивного первоклассника. И если гиперактивность – это не только мнение родителей, но и установленный врачом диагноз, вполне вероятно, что маленькому ученику в процессе школьной адаптации понадобится помощь специалистов (психолога, тьютора и т.п.).
Во-вторых, столкнуться с трудностями на первом учебном году рискуют дети с повышенной утомляемостью. Учебная деятельность с первого дня требует от ребенка максимально высокой концентрации, забирает много сил. Запаса энергии такому первокласснику на все школьные дела может просто-напросто не хватить. Поэтому ребятам с повышенной утомляемостью крайне важно соблюдать режим дня, хорошо высыпаться и отдыхать.
В-третьих, как бы это ни было неожиданно, в группу риска по трудностям адаптации попадают одаренные дети, дети с высоким уровнем интеллектуального развития. Главная причина их школьных проблем – скука. Такие дети, как правило, к началу школьного обучения обладают высоким уровнем знаний: умеют читать, писать, имеют навыки счета, а новый материал схватывают гораздо быстрее своих одноклассников. Если ребенок намного обгоняет своих сверстников по уровню интеллектуального развития, возможно, следует задуматься о смене программы, класса или даже школы.
Каковы признаки успешной адаптации?
Первый признак успешной адаптации - это интерес ребенка к школе и желание ее посещать. Если ребенок каждое утро с радостью бежит в школу, значит, он удовлетворен школьной жизнью, не испытывает страхов и неуверенности.
Также показателем успешной адаптации является то, что ученик успешно справляется со школьной программой: уроки даются легко и материал понятен.
Если же ребенок испытывает затруднения при обучении, поддержите его, не критикуйте и не сравнивайте с другими детьми. Важно на первых порах вселить в малыша веру в успех. Пусть его главным школьным девизом станет фраза: «У меня все получится!».
Третий признак успешной школьной адаптации – это высокая степень самостоятельности ребенка при выполнении школьных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого только после самостоятельных попыток выполнить работу. Часто слишком активная родительская помощь приводит к негативному эффекту: ребенок привыкает к совместному выполнению заданий и не хочет выполнять их самостоятельно. Поэтому лучше сразу обозначить границы своей помощи ребенку и постепенно уменьшать их.
А что представляет собой школьная дезадаптация? Это процесс обратный успешной адаптации: страхи, беспричинное беспокойство, тревоги, постоянная усталость, плаксивость, отсутствие друзей. Помимо этого симптомами школьной дезадаптации являются систематическое нарушение дисциплины, драки со сверстниками и конфликты с учителями, нарушения сна, плохое самочувствие, обострение хронических болезней.
Чтобы не допустить такого развития событий, будьте внимательны к своему ребенку. Не забывайте, что главное условие успешной школьной адаптации – это здоровая, доброжелательная атмосфера в семье: хвалите ребенка, интересуйтесь его школьной жизнью, разрешайте быть самостоятельным, проводите с ним больше времени во внеучебное время. Чтобы не допустить плохого самочувствия и появления различных недугов, соблюдайте режим дня; следите, чтобы малыш спал не менее 9 часов в сутки; активизируйте его физическую активность, больше гуляйте, совместно займитесь спортом – это будет полезно не только маленькому ученику, но и родителям.
Но если все же вы заметили у вашего первоклассника любые проявления нездоровья – перепады артериального давления, головные боли, частые простудные заболевания, плохой сон, обострение хронических болезней – это повод обратиться к доктору.
Начало школьной жизни – очень ответственный момент, и оставлять его без внимания нельзя. Помогите своему ребенку как можно легче пережить первый учебный год, поддержите его, и вы увидите, что он будет учиться с удовольствием и обязательно достигнет больших успехов!
Желаем Вам легкого учебного года!
Те или иные трудности на первом году обучения в школе возникают практически у каждого маленького ученика. Связано это с тем, что условия, в которые попадает ребенок в школе, совсем не похожи на те условия, в которых он существовал в детском саду, и тем более дома. К новым обязанностям, правилам, к новой жизненной роли – роли ученика – вчерашнему детсадовцу приходится адаптироваться. И далеко не всегда этот процесс проходит легко.
Что такое адаптация? В широком смысле ученые определяют адаптацию как приспособление органов чувств и организма в целом к изменяющимся условиям существования. По-другому такой процесс называется физиологической адаптацией.
Изменились ли условия существования нашего ребенка? Естественно. Еще вчера он играл в любимые игры, гулял, смотрел мультфильмы и спал, сколько захочет. Сегодня ему приходится отложить любимую машинку или куклу, забыть про мультфильмы, встать очень рано (особенно это тяжело для ребят, которые не посещали детский сад), собрать портфель и идти в школу, где нужно сидеть за партой несколько уроков по 45 минут. И не просто сидеть! Еще нужно слушать учителя, воспринимать информацию, которую он дает, выполнять определенные требования, а на перемене знакомиться, общаться с одноклассниками и находить друзей. Помимо этого маленькому ученику еще нужно налаживать коммуникацию с учителем, стараясь принять то, что кроме родителей или других близких взрослых в его жизни появилась новая значимая, «властная» фигура. Поэтому помимо физиологической адаптации к новым условиям первоклассник переживает и адаптацию социально-психологическую.
Другими словами, школьная адаптация – это сложный многоступенчатый процесс, направленный на приобретение навыков школьной жизни – подчинение режиму и правилам, умение работать на уроке, общаться с учителем и одноклассниками, как на уроке, так и вне его.
Как мы увидели, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям с момента поступления в первый класс. И каждый ребенок переживает этот процесс по-своему: у кого-то он проходит почти незаметно, а кто-то так и не может привыкнуть к новым условиям.
Традиционно выделяется три уровня школьной адаптации:
1. Высокий уровень. Характеризуется быстрым (от 2 до 6 недель) привыканием ребенка к школе, его высокой мотивацией, интересом, желанием идти в школу, хорошим самочувствием. Обычно такие дети самостоятельны, могут решать задания повышенной сложности и имеют большое количество друзей в классе.
2. Средний уровень. Такие дети привыкают к школе дольше (от 2 до 3 месяцев), но не испытывают особых переживаний по поводу ее посещения. Возможны незначительные перепады настроения, усталость. Но вместе с тем, первоклассники со средним уровнем адаптации способны воспринимать информацию на уроке, усваивают программный материал, усидчивы и внимательны, поддерживают дружеские отношения с одноклассниками.
3. Низкий уровень. Эти ребята испытывают значительные трудности привыкания к школе: могут нарушать дисциплину, воспринимают программный материал фрагментарно, дружеских отношений в классе не имеют, могут даже не знать всех одноклассников по именам. Адаптация таких первоклассников может протекать весь учебный год и так и не завершиться.
Те или иные трудности в первый учебный год возникают практически у каждого первоклассника. Отдельно стоит сказать о детях, которые могут столкнуться с особыми трудностями адаптации.
Во-первых, в так называемую группу риска попадают гиперактивные дети. Таким ребятам крайне сложно находиться на одном месте, они привыкли свободно двигаться и часто менять свои занятия, поэтому у них не получается быть внимательными и слушать учителя. Регулярное нарушение дисциплины, высокая отвлекаемость, невнимательность – главные проблемы гиперактивного первоклассника. И если гиперактивность – это не только мнение родителей, но и установленный врачом диагноз, вполне вероятно, что маленькому ученику в процессе школьной адаптации понадобится помощь специалистов (психолога, тьютора и т.п.).
Во-вторых, столкнуться с трудностями на первом учебном году рискуют дети с повышенной утомляемостью. Учебная деятельность с первого дня требует от ребенка максимально высокой концентрации, забирает много сил. Запаса энергии такому первокласснику на все школьные дела может просто-напросто не хватить. Поэтому ребятам с повышенной утомляемостью крайне важно соблюдать режим дня, хорошо высыпаться и отдыхать.
В-третьих, как бы это ни было неожиданно, в группу риска по трудностям адаптации попадают одаренные дети, дети с высоким уровнем интеллектуального развития. Главная причина их школьных проблем – скука. Такие дети, как правило, к началу школьного обучения обладают высоким уровнем знаний: умеют читать, писать, имеют навыки счета, а новый материал схватывают гораздо быстрее своих одноклассников. Если ребенок намного обгоняет своих сверстников по уровню интеллектуального развития, возможно, следует задуматься о смене программы, класса или даже школы.
Каковы признаки успешной адаптации?
Первый признак успешной адаптации - это интерес ребенка к школе и желание ее посещать. Если ребенок каждое утро с радостью бежит в школу, значит, он удовлетворен школьной жизнью, не испытывает страхов и неуверенности.
Также показателем успешной адаптации является то, что ученик успешно справляется со школьной программой: уроки даются легко и материал понятен.
Если же ребенок испытывает затруднения при обучении, поддержите его, не критикуйте и не сравнивайте с другими детьми. Важно на первых порах вселить в малыша веру в успех. Пусть его главным школьным девизом станет фраза: «У меня все получится!».
Третий признак успешной школьной адаптации – это высокая степень самостоятельности ребенка при выполнении школьных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого только после самостоятельных попыток выполнить работу. Часто слишком активная родительская помощь приводит к негативному эффекту: ребенок привыкает к совместному выполнению заданий и не хочет выполнять их самостоятельно. Поэтому лучше сразу обозначить границы своей помощи ребенку и постепенно уменьшать их.
Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школе, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с учителем и одноклассниками.
А что представляет собой школьная дезадаптация? Это процесс обратный успешной адаптации: страхи, беспричинное беспокойство, тревоги, постоянная усталость, плаксивость, отсутствие друзей. Помимо этого симптомами школьной дезадаптации являются систематическое нарушение дисциплины, драки со сверстниками и конфликты с учителями, нарушения сна, плохое самочувствие, обострение хронических болезней.
Чтобы не допустить такого развития событий, будьте внимательны к своему ребенку. Не забывайте, что главное условие успешной школьной адаптации – это здоровая, доброжелательная атмосфера в семье: хвалите ребенка, интересуйтесь его школьной жизнью, разрешайте быть самостоятельным, проводите с ним больше времени во внеучебное время. Чтобы не допустить плохого самочувствия и появления различных недугов, соблюдайте режим дня; следите, чтобы малыш спал не менее 9 часов в сутки; активизируйте его физическую активность, больше гуляйте, совместно займитесь спортом – это будет полезно не только маленькому ученику, но и родителям.
Но если все же вы заметили у вашего первоклассника любые проявления нездоровья – перепады артериального давления, головные боли, частые простудные заболевания, плохой сон, обострение хронических болезней – это повод обратиться к доктору.
Начало школьной жизни – очень ответственный момент, и оставлять его без внимания нельзя. Помогите своему ребенку как можно легче пережить первый учебный год, поддержите его, и вы увидите, что он будет учиться с удовольствием и обязательно достигнет больших успехов!
Желаем Вам легкого учебного года!