1156
Низкая успеваемость ребенка в школе – это довольно частая проблема, с которой сталкиваются родители. Кто-то в этом случае усиливает контроль и давление на ребенка, кто-то нанимает репетитора, а кто-то просто не обращает внимания: "как может, пусть так и учится".
Чтобы разобраться в причинах низкой успеваемости ребенка в школе, давайте рассмотрим этот вопрос с разных сторон.
Почему ребенок плохо учится?
1. Не хочет, и стараться не собирается.
2. Не может, несмотря на все старания.
Вариант первый: ребенок не хочет стараться, ему безразличны оценки учителя, попытки родителей улучшить ситуацию. Репутация "двоечника" его не пугает.
В чем же причина такого отношения к учебе? Самый общий ответ на этот вопрос: у ребенка нет интереса к учебному процессу, отсутствует внутренняя мотивация к изменению ситуации в лучшую сторону. Эти вещи у ребенка попросту не сформированы.
Возможно ли изменить эту ситуацию? Да, возможно. Если в дошкольном периоде родители не формировали интерес к получению знаний, здоровое любопытство, не хотели "портить золотые годы" малыша и просто его развлекали, не задумываясь над тем, что любопытство, старание, усидчивость, стремление к достижению результата формируются в раннем, даже младенческом возрасте, то необходимо сделать это сейчас, когда проблема стала очевидной. Будьте готовы к тому, что этот процесс потребует много сил и терпения от родителей.
Работать придется с психологом или психотерапевтом, педагогом-репетитором, иногда с дефектологом. В данном случае вклад родителей состоит в том, чтобы "не кошмарить" ребенка, а попытаться сделать процесс увлекательным, насколько это возможно, хвалить за реальные достижения, отмечать старания ребенка. Но, необходимо так же честно замечать и небрежность, и лень. Добиваться достижения достойного результата, а не «лишь бы сделал как-нибудь». В любом случае, ребенка необходимо поддерживать шаг за шагом, не бросать усилий.
Второй вариант: ребенок старается, но его результаты "не радуют".
Тогда это повод обратиться к специалисту для проведения дополнительного обследования здоровья. Какое именно исследование будет проводиться, зависит от конкретной ситуации: часто это неврологическое обследование, иногда в процесс включаются и другие специалисты - офтальмолог, оториноларинголог, психиатр, педиатр. Выявляется возможная причина и проводится лечение заболевания или состояния, мешающего успешной учебе.
Бывает ещё ситуация, когда ребенок, ранее успешно учившийся, вдруг "скатывается на двойки". В таком случае родителям необходимо присмотреться к общему состоянию ребенка: к его настроению, самочувствию, поведению, общей активности, повседневным занятиям помимо учебы, к окружающим его приятелям в школе и за ее пределами, к его контактам с учителями. Не "размахивать ремнем", а спокойно и уважительно попытаться разобраться в причине происходящего, стараясь быть на стороне интересов ребенка. Если ребенок видимо изменился, его общее самочувствие значимо ухудшилось, необходима консультация врача. Возможно, доктор выявит заболевание, которое "тратит ресурсы" ребенка и мешает ему успешно учиться.
В любом случае, если ребенок в школе показывает не те результаты, на которые родители надеются, родителям необходимо не "стращать и наказывать", а спокойно и деликатно разобраться в ситуации, при необходимости обратившись к специалисту, (психологу или врачу-неврологу), помочь ребенку, поддерживая его самоуважение, хорошее настроение и, конечно, соматическое и психическое здоровье.Чтобы разобраться в причинах низкой успеваемости ребенка в школе, давайте рассмотрим этот вопрос с разных сторон.
Почему ребенок плохо учится?
1. Не хочет, и стараться не собирается.
2. Не может, несмотря на все старания.
Вариант первый: ребенок не хочет стараться, ему безразличны оценки учителя, попытки родителей улучшить ситуацию. Репутация "двоечника" его не пугает.
В чем же причина такого отношения к учебе? Самый общий ответ на этот вопрос: у ребенка нет интереса к учебному процессу, отсутствует внутренняя мотивация к изменению ситуации в лучшую сторону. Эти вещи у ребенка попросту не сформированы.
Возможно ли изменить эту ситуацию? Да, возможно. Если в дошкольном периоде родители не формировали интерес к получению знаний, здоровое любопытство, не хотели "портить золотые годы" малыша и просто его развлекали, не задумываясь над тем, что любопытство, старание, усидчивость, стремление к достижению результата формируются в раннем, даже младенческом возрасте, то необходимо сделать это сейчас, когда проблема стала очевидной. Будьте готовы к тому, что этот процесс потребует много сил и терпения от родителей.
Работать придется с психологом или психотерапевтом, педагогом-репетитором, иногда с дефектологом. В данном случае вклад родителей состоит в том, чтобы "не кошмарить" ребенка, а попытаться сделать процесс увлекательным, насколько это возможно, хвалить за реальные достижения, отмечать старания ребенка. Но, необходимо так же честно замечать и небрежность, и лень. Добиваться достижения достойного результата, а не «лишь бы сделал как-нибудь». В любом случае, ребенка необходимо поддерживать шаг за шагом, не бросать усилий.
Второй вариант: ребенок старается, но его результаты "не радуют".
Тогда это повод обратиться к специалисту для проведения дополнительного обследования здоровья. Какое именно исследование будет проводиться, зависит от конкретной ситуации: часто это неврологическое обследование, иногда в процесс включаются и другие специалисты - офтальмолог, оториноларинголог, психиатр, педиатр. Выявляется возможная причина и проводится лечение заболевания или состояния, мешающего успешной учебе.
Бывает ещё ситуация, когда ребенок, ранее успешно учившийся, вдруг "скатывается на двойки". В таком случае родителям необходимо присмотреться к общему состоянию ребенка: к его настроению, самочувствию, поведению, общей активности, повседневным занятиям помимо учебы, к окружающим его приятелям в школе и за ее пределами, к его контактам с учителями. Не "размахивать ремнем", а спокойно и уважительно попытаться разобраться в причине происходящего, стараясь быть на стороне интересов ребенка. Если ребенок видимо изменился, его общее самочувствие значимо ухудшилось, необходима консультация врача. Возможно, доктор выявит заболевание, которое "тратит ресурсы" ребенка и мешает ему успешно учиться.
Здоровья Вам и Вашим детям!
Материал подготовлен при участии врача-невролога высшей категории клиники «Смитра» Семашко Веры Николаевны.